все рассказы >>>

Наверху

1.

Горы.

Горы слева, справа, впереди и позади. Между ними – узкая долина, по которой идет дорога. Дорога плавно извивается, огибая самые большие из тех камней, которыми усыпано дно долины. Те, что поменьше, были просто отодвинуты с пути в сторону. Красок в окружающем пейзаже совсем немного: песочного цвета скалы, светло-серая пыль, темно-желтые камни, белые вершины гор вдалеке, белые облака, которые цепляются за вершины гор, ярко-синее небо и ярко-желтое солнце. Из растительности только короткая трава - слишком сухо вокруг.
По дороге не спеша идет человек. Человек одет в темную просторную одежду, за спиной у него мешок, а в руке палка. Он идет по дороге уже довольно долгое время. Перед тем как попасть в эту долину, он спустился с горного перевала. В самом высоком месте перевала ему встретилась гора камней, насыпанная около дороги. Остановившись около нее, человек, присев на корточки, открыл мешок и вытащил оттуда яркий камешек. Отвалив один из камней у вершины, он бросил свой камешек в открывшуюся щель и вернул большой камень на место. Постояв несколько минут, он двинулся в путь.
У входа в долину он подошел к скале, украшенной надписями и разноцветными изображениями божеств. После почтительного поклона одному изображению он вопросительно посмотрел на другое.

Долина постепенно становилась шире. Человек миновал небольшое селение, одним концом взбиравшееся на ближайшую гору, и вскоре подошел к красновато-желтой скале, в которой была пещера – жилище отшельника. Мало кто из ныне живущих обитателей деревни встречался с ним, большая часть тех, кто видел его и говорил с ним, давно умерли. Жители деревни не знали, жив он еще или нет, но исправно оставляли у входа в пещеру пищу. Точнее, они оставляли ее не совсем у входа, а скорее под ним – собственно вход располагался на высоте примерно четырех человеческих ростов над землей. Как обитатель пещеры выходил из нее и возвращался обратно, обычному человеку было непонятно – разве что при помощи веревочной лестницы. Впрочем, жители не задавались подобным вопросом, они оставляли отшельнику еду и просили его о помощи. Иногда их просьбы исполнялись, что подкрепляло их убеждение в его расположении и покровительстве

Пришелец сел на землю, облокотившись спиной о скалу, и достал из мешка немного пищи. На месте, где оставляли свои приношения жители деревни, было пусто. Однако спроси он их, ему бы рассказали, что все то, что они приносят к пещере, само собой пропадает через некоторое время.

Однако спрашивать было некого, да и в общем-то незачем. Неторопливо разделавшись со своей скудной трапезой, путешественник встал, посмотрел на вход в пещеру и отправился дальше по дороге, которая вела на новый перевал. Когда он подошел к слиянию двух дорог, что-то привлекло его внимание в небольшой скале неподалеку. Подойдя к ней, он осмотрел ее и отвалил валун, которым было закрыто углубление в камне у ее основания. Сунув в него руку, он достал сверток, в котором оказалась тяжелая статуэтка многорукого и многоголового божества из темного металла. Гладко отполированная, она блестела, словно покрытая маслом. Путешественник развязал свой мешок и положил в него находку. Поразмыслив, он вытащил откуда-то из складок одежды большой бронзовый колокольчик и, завернув его в ту же тряпицу, положил на место статуэтки. Привалив валун обратно, он похлопал его рукой и продолжил путь.

Поднимаясь в гору, он оказался около обрыва, с которого открывался прекрасный вид на ту долину, которую он покидал. Остановившись и постояв немного у края, путник начал что-то искать на земле вокруг себя. Подняв небольшой плоский камень, он положил его у края обрыва и вытащил свою недавнюю находку. Поставив ее на камень лицом к долине, он сел неподалеку и стал ждать. Вскоре подул небольшой ветерок, потом его направление изменилось, а через час он совсем утих. Путешественник спрятал свою находку обратно в мешок и пошел дальше.

2.

Двумя днями ранее в нескольких часах пути от того места, где мы оставили нашего путника, по еле заметной горной тропинке идет женщина. Она скромно одета, на вид ей около тридцати лет. Тропинка приводит ее к жилищу шамана. Над входом в его дом, выстроенный прямо в скале, висят черепа быков, какие-то уже очень старые, какие-то поновее. Скала местами закопчена. Женщина проходит внутрь и, коротко поклонившись и положив перед хозяином свое подношение, сухо излагает свою просьбу. Выслушав ее, он задает короткий вопрос, на который она не задумываясь отвечает утвердительно. Несколько удивленный ее спокойствием, шаман не показывает, однако, виду и уходит в другую комнату, велев ей ждать. Проходит немало времени, прежде чем он возвращается назад. Все это время женщина неподвижно сидит на одном месте и ожидает его. Вернувшись, он объясняет, что нужно сделать просительнице, чтобы получить желаемый результат. Коротко кивнув в знак благодарности, она уходит.

3.

Прошел один день с того момента, как мы оставили нашего путника у обрыва. Сейчас мы видим его в маленькой горной часовне, где он стоит у алтаря со своей недавней находкой. Подержав ее немного в руках, он ставит ее сбоку на алтаре, коротко кланяется ей и уходит. Неподалеку от часовни он находит водопад с ледяной горной водой, в нем он осторожно, но с удовольствием моет руки. Водопад шумит, у речки прохладно и влажно. Местами на ее берегах лежит снег. Речка течет по дну ущелья, так что вокруг темновато. Посидев на берегу, погруженный в свои мысли достаточно длительное время, он, все еще думая о чем-то, встает и идет вдоль потока. Однако скоро его внимание привлекает какой-то звук. Он направляется туда, откуда он донесся, и за поворотом видит необычное зрелище.

Речка падает в пропасть очередным водопадом. У края пропасти боком к ней стоит та самая женщина, которая три дня назад приходила за советом к шаману. В руке у нее длинный нож. Перед ней на земле лежат двое связанных детей. Они смотрят на нее со страхом, но лежат неподвижно. На лице одного из них виден синяк. Женщина смотрит на них без всякого выражения. Так же она могла бы смотреть на сложенные на столе продукты, думая, что из них лучше приготовить. Очевидно, кто-то из детей вскрикнул, и это был тот звук, который привлек внимание нашего путешественника. Его самого никто из участников сцены не видит, так как он стоит за большим камнем.
Женщина отходит от детей, поднимает нож и, глядя перед собой, что-то тихо бормочет под нос в течение нескольких минут. Затем она делает шаг по направлению к детям, но слышит шаги и быстро оборачивается.
Наш путник вышел из-за камня и стоит открыто. Женщина быстро приходит в себя и, не меняя выражения лица, делает шаг ему навстречу.
Он стоит неподвижно и молча смотрит на нее. Она замирает на месте. Дети смотрят на них обоих, не зная, что думать. Наконец она медленно кладет нож на землю, подходит к краю пропасти и шагает в нее.

4.

Через пару часов мы видим путника окруженным толпой жителей из той деревни, откуда женщина украла обоих детей. Уже выяснилось, что никто в деревне ее не знает. Деревенские с удивлением глядят на необычного гостя, а те, которые понимают его язык, с еще большим удивлением выслушивают его рассказ, тут же переводя его для остальных. Рассказчик говорит медленно и иногда улыбается. Между ним и местными жителями происходит следующий диалог.
- Она была одержима злым духом? - спрашивают его.
- Она не была одержима злым духом. Она сама была вроде злого духа. Однако не думаю, что она испытывала удовольствие от своей жизни здесь.
- Зачем ей нужны были дети?
- Она собиралась принести их в жертву для того, чтобы за две их жизни выторговать одну, которая имела для нее значение.
- Откуда тебе это известно?
- Я слышал про такой обряд раньше. Когда-то давно другая женщина хотела сделать то же самое, чтобы вылечить своего больного ребенка. Однако знающие люди говорили, что у него на роду было написано каждый раз заболевать одной и той же болезнью в одном и том же возрасте, до тех пор пока он не родится там и тогда, где и когда ее уже умеют лечить. Той женщине тоже не удалось довести дело до конца.
- После смерти она не потревожит нас?
- Нет. Она не испытывала зла ни к вам, ни к вашим детям. Она просто хотела повлиять на ход вещей. Когда она увидела меня, то поняла, что обряд нарушен и она опоздала. Кроме того, она должна была оценить мой поступок - если бы я наблюдал обряд до конца, то жертва досталась бы мне, а не ей. А потом она поняла, что раз ее затея не удалась, то здесь ее больше ничего не держит. И ее страдания здесь закончены.
- Как же злой дух может страдать?
- Так же, как и вы. Не беспокойтесь. Теперь то, что происходит здесь, ее больше не интересует.

Несмотря на уговоры благодарных родителей остаться, он покидает деревню и двигается дальше. Местный священник, который узнал о происшедшем, уже не застает его в селении.

Остановившись у развилки, путник какое-то время размышляет о том, по какой дороге двигаться дальше, затем выбирает одну из них. Впоследствии она приведет его к жилищу шамана.

Хостинг от uCoz