все записки >>>

Гербарий

Разъяснение

В последнее время так получается, что я натыкаюсь на множество любопытных фактов из истории человечества, и некоторые из них кажутся мне особенно интересными. От них пахнет чем-то по-настоящему удивительным, странным и чудесным – одновременно, но в разной пропорции. Мне захотелось собрать их вместе в виде сборника коротких заметок. Для названия мне показалось самым подходящим слово "гербарий".

Иногда я буду рассказывать о каких-то предметах, иногда – о ритуалах, сооружениях, книгах и так далее. Но критерий отбора всегда один – тот запах, о котором я писал выше.

Источник информации – как правило, Wikipedia

Цветок первый: лотос. Терма и тертоны

В VIII веке нашей эры царь Тибета Трисонг Децен пригласил одного из крупнейших буддийских ученых того времени Шантаракшиту для проповеди Махаяны и распространения буддизма в стране. Однако тибетцы не особенно прониклись его словами, а местные бонские шаманы и жрецы крепко держались за старое и утверждали, что местные духи недовольны. Тогда Шантаракшита предложил пригласить в Тибет Падмасамбхаву – его вы, возможно, знаете как Гуру Ринпоче. Падмасамбхава переводится как "рожденный из лотоса". Он считается великим йогином, чудотворцем и проявлением Будды Амитабхи. Вместе с Шантаракшитой они основали первую школу тибетского буддизма – ньингма.

Когда Падмасамбхава приехал в Тибет, он смог не только словом, но и делом показать детям Гималайских гор, что он гораздо сильнее их шаманов. Более того – и этот факт мне показался особенно замечательным – он обратил в буддизм тибетских демонов и злых духов, и они стали защитниками Дхармы. По-моему, это здорово.

Про защитников хочу отдельно сказать, что есть категория так называемых «гневных» защитников. Они изображаются очень страшными, но при этом служат делу спасения всех живых существ. Точнее, они защищают последователей буддизма и символизируют победу над негативными качествами ума, что требует выдающихся усилий.

У Падмасамбхавы было множество учеников, но часть своих учений он передать им не мог, поскольку считал, что тибетцы к ним еще не готовы (некоторые из этих учений скорее подошли бы будущим поколениям). И тогда они были записаны и спрятаны по всей стране. Это были не только тексты, но и изображения, статуэтки и так далее, которые называются терма, или потаенные сокровища. Постепенно стали рождаться люди (некоторые считаются перерождениями учеников Падмасамбхавы), которые могли находить эти сокровища. Их называют тертонами. Терма бывают двух видов – терма земли и терма ума. Терма земли могут находиться в озерах, скалах, пещерах и даже в пространстве, это что-то материальное. Нетрудно догадаться, что терма ума содержится в уме тертона.

Судя по перечислению терма земли, в основном это тексты различных духовных практик, также встречаются ритуальные предметы, одежда, драгоценности. Часто они извлекались из своих тайников при большом скоплении народа, что производило на присутствующих неизгладимое впечатление.

Терма Takhyung Barwa, открытая тертоном Jikme Lingpa (1729-1798)

Цитата из статьи "Тертон":
"Терма земли материально, его вынимают из земли, а терма ума обнаруживается из пространства реализации. Считается, что терма земли приносят большую пользу живым существам, потому что в них часто находят спрятанный Падмасамбхавой желтый пергамент с символическими письменами. Эти символические знаки, называемые буквами дакини, имеют безмерно глубокий смысл. В одном тантрийском тексте говорится: "Буквы-сокровища есть тело волшебного воплощения. Они также — речь для понимания звуков и слов. Благодаря постижению их смысла, они — ум". Поэтому в буквах письма дакини содержатся просветленные тело, речь и ум. Само это письмо есть нирманакая, тело волшебного проявления. Чтобы учитель смог дать передачу учения или даже краткой молитвы, обязательно нужен материальный текст: недопустимо давать передачу по памяти. Поэтому существенно важно, есть ли в терма желтый пергамент с письмом дакини или нет. Наставления Падмасамбхавы часто завершаются приказом, обращенным к прямым ученикам: не распространять эти наставления немедленно, а скрыть для блага будущих последователей. Это объясняется стремлением сохранить непрерывность сущностных наставлений. Если не скрыть прямые наставления в виде терма, через несколько столетий их преемственность может прерваться. Учения действительно исчезают, даже если тот, от кого они первоначально исходят, умел летать в небе и проходить сквозь стены. Возьмите, к примеру, великого сиддху Карма Пакши. Его сочинения составляли около сотни томов, но ныне от них осталось всего три. Вот как бывает. Наставления по практике чод (отсечение привязанности к собственному "я") женщины-учителя Мачиг Лабдрон составляли более восьмидесяти или девяноста томов, но где вы сегодня найдете все эти драгоценные учения? В традиции ньингма нет более известных учителей, чем Ронгзомпа и Лонгченпа. Хотя обычно Ронгзомпа считается более ученым, Лонгченпа превосходит его в своем учении о воззрении. У каждого из них было собрание сочинений, насчитывавшее более шестидесяти или семидесяти томов, но ныне их уже нигде не найдешь. Учения исчезают, это действительно так! Терма же неисчерпаемы. Когда у подлинного тертона проявляется видение символического письма, каждый слог становится целым волшебным городом. Кроме того, буквы учения, которое тертон должен записать, висят в воздухе, пока он не запишет их правильно: если фраза продолжает висеть, значит, тертон допустил орфографическую ошибку. Так обеспечивается правильность расшифровки терма. Все мы согласны с тем, что Падмасамбхава и Еше Цогьял драгоценны. Учения, которые они укрыли в озерах и в скалах, не пропадают. Как только подходит нужное время, такой текст ярко и отчетливо всплывает в сфере восприятия тертона. Перед тем, как обнаружить само терма, тертон обычно получает текст-указание: краткий текст, в котором описывается местонахождение, содержание учения и должное время его обнаружения. Моя бабушка говорила так: "Чокгюра Лингпа вел луч света, идущий от его сердца к терма, и приводил его прямо к тому месту, где оно было сокрыто".

На мой взгляд, подобная концепция передачи знаний – это нечто особенное. Попробуйте представить каково это – находить или пользоваться терма, специально спрятанными много лет назад, чтобы вновь появиться тогда, когда придет их время.

Хостинг от uCoz