все рассказы >>>

Бытовая алхимия

1.

Возьмите в руки любой предмет. Что вы думаете о нем? Какие у вас появляются мысли, когда вы смотрите не него?

Каждый предмет – как будто отмычка или реагент, который порождает волну эмоций. Понаблюдайте за тем, какие образы и ощущения в вас рождает следующая сцена. Я стою в библиотеке и смотрю на огромный шкаф. Он ужасно старый и сделан из очень темного (или просто потемневшего от времени) дерева. По краям он украшен сложным орнаментом, сверху вырезаны фигуры животных и людей. Он так высок, что вы не сможете дотянуться до его верха, даже встав на стул, и так широк, что даже раскинув руки, вы не сможете обхватить его.

Чей он, кто им пользовался, что в нем стояло раньше? Уже одно слово «древний» производит целый всплеск ощущений.

Кто его сделал и как? Некоторые вещи столь гармоничны, что транслируют вложенный в них дух создателей.

Чтобы попасть в библиотеку, этому шкафу пришлось пройти через огромное количество событий, и возможно, что из-за какой-то мелочи вроде забытых ключей или опоздавшего извозчика вы могли бы с ним никогда не встретиться. Как будто у предметов тоже есть судьба.

Если бы вам все же случилось узнать какие-то подробности из его прошлого, ваше отношение к нему мгновенно изменилось бы. На сцене появились бы новые персонажи, и соответственно изменился бы узор восприятия. Хотя иногда таинственность придает особый «вкус» контакту с вещами.

Наверное, поэтому во всех мистических или волшебных историях непременно присутствуют старинные и загадочные артефакты. Беспроигрышные ингредиенты для создания нужной атмосферы, в которой чудеса намного более уместны, чем бытовая активность.

2.

Кроме предметов аналогичным воздействием обладают и различные места – как цивилизованные, так и не очень. Достаточно уделить им немного внимания.

Неподалеку от оживленной улицы стоит небольшое учебное заведение. Оно окружено оградой, внутри которой проложена асфальтовая дорога к входу. Все свободное место внутри ограды занимает палисадник. В нем растут полудикие (или полукультурные) травы и низкие деревья. Осенью в нем созревает богатый урожай боярышника, рябины и других неизвестных мне плодов. Собственно дорога к двери занимает десятую часть площади сада, но за ее пределы никто никогда не заходит. Да и что там делать – сад отлично просматривается, там нет ни столов, ни скамеек.

У самой ограды сходятся два мира:  полулес, в который нога человека может не ступать месяцами, – смотрят на него постоянно, хоть и всегда рассеянно – и улица, по которой люди ходят почти непрерывно. При взгляде внутрь ограды приходит ощущение тишины.

Похожее ощущение тишины возникает, когда ты оказываешься на улице около четырех часов вечера летом. Вокруг никого, все покрыто золотистым вечерним светом, пыль.

***

На территории административного заведения выстроили беседку. Разумеется, ей никто никогда не пользовался, кроме разве что строителей или гостей, которые еще не захвачены местным ходом вещей. Как будто ее заколдовали.

***

На крышах многих старых домов есть разных размеров башенки. Иногда в них даже есть окна. Что там, внутри? Возможно, у мест тоже есть своя судьба. Ведь по сути любому участку земной поверхности, даже тому, на котором стоит совершенно новый дом, какое-то невообразимое количество лет.

Хотя нет. Возраст места лучше считать от момента его последнего изменения.

3.

Какова вероятность того, что пожелтевшая школьная тетрадь окажется за тысячи километров и десяток лет от положенной ей свалки и вместо этого ляжет на стол в офисе какой-нибудь кибернетической компании? Крайне мала. А если это будет не пластиковый стол в бетонном здании, а старинный стол из красного дерева в антикварной лавке? Такое сочетание – это практически чудо. Которое вполне вам под силу.

К слову сказать, в детстве я был убежден (это убеждение оказалось настолько живучим, что воскресло вновь не так давно), что предметы способны испытывать чувства, как и живые существа. И мне было жаль игрушки, которым я уделял мало времени. Я был уверен, что они страдают от этого. Однако должным образом исполненный ритуал – например, выделение вещи уместного места и препровождение ее на это место надлежащим образом – может исправить дело.

4.

Для чего совершать такие странные поступки? Можно думать, что вещи, окружающие нас, не имеют иного назначения, кроме прямого бытового использования. И в красивом месте, если не относиться к нему как к чему-то особенному, можно поставить гараж. Но при ином способе общения с вещами результат от контакта с ними дает намного больше, чем простое решение сиюминутных задач, и при этом реален ровно настолько, насколько реален вкус пищи или запах чужой квартиры.

Тех ощущений и состояний, двери в которые открывают вам некоторые места и вещи, достичь другими способами вряд ли получится. И неизвестно, как сработают те комбинации, которые вы захотите испробовать сами. Но если они все же сработают, то результат сам станет ингредиентом для новой алхимической реакции, а иногда – и для целой волны преобразований в будущем, настоящем и прошлом.

Хостинг от uCoz